Качественное измерение
«Мы полностью изменили концепцию подготовки судей, перейдя к компетенционной модели направленности обучения» — ректор НШС Украины Николай Онищук
Визит в суд юристы часто любят сравнивать с визитом к доктору. И судьи, и врачи оказывают помощь — иногда защита прав и свобод так же жизненно необходима, как и физическое здоровье. Говоря о кандидатах в судьи, ректор Национальной школы судей Николай Онищук также прибегает к «медицинской аналогии»: никто не хочет лечиться у некомпетентного врача. Никто не хочет попасть в руки некомпетентного судьи, именно поэтому специальная подготовка кандидатов в судьи четвертого отбора является чрезвычайно важным элементом восстановления доверия общества к судебной власти.
В интервью «ЮП» Николай Васильевич рассказывает об изменении концепции специальной подготовки кандидатов в судьи, об изменении самой доктрины судейского образования, размышляет о науке тестологии и о психологических способах лечения «судейских недугов».
— Николай Васильевич, какие первоочередные задачи стоят сейчас перед Национальной школой судей (НШС) Украины?
— Совсем недавно мы завершили инициированный Школой проект — восьмидневный ориентационный курс для судей Верховного Суда. Этот проект мы реализовывали вместе с донорскими организациями в сфере реформирования правосудия (ЕС, Советом Европы, ОБСЕ, USAID, Национальным судейским институтом Канады). Отрадно, что почти 95 % судей нового ВС приняли в нем участие. И, как свидетельствуют отзывы, ориентационный курс оказался для них интересным и полезным. В свою очередь, мы надеемся, что обучение поможет судьям качественно и эффективно осуществлять полномочия единой кассационной инстанции.
Спикерами выступили судьи высших судебных инстанций ряда стран, ведущие международные эксперты, признанные национальные эксперты. Темы были различными: аргументация судебного решения, требования к актам кассационного суда, пределы судебного правотворчества, работа в коллегиях (как известно, 25 % судей ВС до этого не работали в суде), этика и добропорядочность судьи, реализация принципов верховенства права и многие другие.
Чрезвычайно полезным стало и то, что судьи получили возможность познакомиться, пообщаться друг с другом, а в перерывах между мероприятиями даже смогли решать организационные вопросы, связанные с деятельностью кассационных судов.
Идея оказалась удачной с точки зрения содержания, формы и времени. Ведь между изданием указа Президента Украины о назначении судей и началом работы ВС пройдет около месяца. Очень важно было провести этот ориентационный курс, когда судьи еще не заняты текущей деятельностью.
— В связи с чем возникла необходимость подготовки судей наивысшего звена судебной системы?
— Чем высшего уровня является суд, тем более осведомленными и знающими должны быть судьи. Они должны владеть всеми современными тенденциями в правосудии. Мнение о том, что судьи наивысшего суда по определению совершенны, ошибочно. С точки зрения их профессионального уровня — да, они должны быть совершенными, но общество должно отдавать себе отчет в том, что надлежащий уровень квалификации следует поддерживать на протяжении всей судейской каденции.
К слову, эта тема обговаривалась на Всемирном конгрессе учреждений судейского образования, который проходил в ноябре с.г. в Маниле (Филиппины). Для судей верховных, высших, апелляционных судов обучение и, соответственно, развитие не менее важны, чем для судей местных судов. А развитие обеспечивается, в частности, через образовательный процесс.
В сотрудничестве с проектом ЕС Twinning мы предложили судьям ВС не только восьмидневный ориентационный курс, но и комплексную программу подготовки судей. Она стартует уже после того, как кассационные суды в составе ВС заработают, будет избрано руководство и сформированы коллегии судей. Программа состоит из семинаров, тренингов, лекций, круглых столов. Мероприятия будут посвящены узким практическим вопросам, связанным с их непосредственной деятельностью, для выработки единой практики правоприменения. Подавляющее число преподавателей — из числа верховных судов других стран, таких как Германия, Польша, Литва.
Так что это только начало.
— Но едва ли обучение судей ВС — единственная задача Школы…
— Безусловно, не единственная. Не менее важной задачей является специальная подготовка кандидатов в судьи. В ближайшие дни ВККС объявит победителей по результатам отборочного экзамена и изберет более чем из 5 тыс. юристов 600 кандидатов на должности судей местных судов.
В системе правосудия ощущается острый дефицит кадров. В некоторых судах численность судей сократилась почти в два раза. Сегодня вакантными остаются около 2 тыс. мест. Причины разные, а введение квалификационного оценивания, процесса люстрации только усилило отток судейских кадров. Многие судьи предпочли уйти в отставку.
Как известно, чтобы занять должность судьи местного уровня (в отличие от апелляционных судов, высших или ВС), следует сдать отборочный экзамен и пройти специальную подготовку. То есть источником восполнения судейского дефицита на местном уровне (там, где, собственно, правосудие и отправляется) является специальная подготовка кандидатов в судьи в НШС.
Согласно решению Высшей квалификационной комиссии судей Украины, в 2018 году планируется подготовить 600 кандидатов. Хотя классическая численность слушателей, подготовку которых осуществляют школы Польши, Франции (привожу в пример соразмерные Украине страны по территории и количеству населения), составляет 150 слушателей. Но у нас речь идет об остром дефиците кадров. Поэтому попытаемся параллельно готовить две категории кандидатов в судьи: тех, кто имеет как минимум трехлетний стаж работы на должности помощника судьи, и тех, у кого такого опыта нет. Для первой категории предусмотрена сокращенная трехмесячная программа подготовки. Для второй — стандартная 12-месячная программа подготовки, предусматривающая, кроме непосредственного обучения в школе, стажировку в судах, знакомство с работой органов досудебного расследования, адвокатских объединений и пр. Для кандидатов из числа помощников судей мы решили этой составляющей пожертвовать. Они хорошо знают этот процесс.
По нашим прогнозам, специальная подготовка кандидатов из числа помощников стартует в середине февраля 2018 года. После того, как ВККС объявит победителей отборочного экзамена, понадобится месяц-полтора для составления необходимых документов и направления их в Школу для зачисления в качестве слушателей. За это время кандидаты должны решить свои жизненные вопросы: найти жилье, уволиться с предыдущего места работы и т.д.
Подготовку мы планируем проводить в Киеве и в трех региональных центрах: Львове, Одессе и Харькове. Кандидаты будут распределены по регионам: по две группы в Одессе и Львове, три — в Харькове и восемь групп в Киеве.
— Вы оперируете цифрой 600, но ВККС определила 700 кандидатов четвертого отбора успешно сдавшими отборочный экзамен…
— Отборочный экзамен состоит не только из тестирования с целью проверки уровня общих теоретических знаний и владения кандидатом государственным языком — в него входит и тестирование личных морально-психологических качеств кандидата. Мне кажется, что этот третий этап тест преодолеют не все. Также не стоит забывать о специальной проверке кандидатов. Скорее всего, что на этом последнем этапе также часть кандидатов отсеются. Я прогнозирую, что в результате цифра приблизится к 600. Мы общались по этому поводу с ВККС. Такова объективная реальность.
— Вернемся к кандидатам в судьи из числа помощников судей. Для них предусмотрен шестидневный курс?
— Да, они будут проходить спецподготовку по более интенсивной программе. Это было наше осознанное решение, и кандидатов об этом предупредили заранее. Так они смогут быстрее приступить к судейской деятельности.
— Как вы думаете, согласится ли ВККС провести конкурс на занятие вакантных должностей судей местных судов по завершении трехмесячной подготовки кандидатов из числа помощников судей?
— В этом есть потребность. Ведь именно ВККС ответственна за планирование процесса своевременного занятия вакантных должностей судей и своевременного объявления конкурса на эти должности. В противном случае выделение этих кандидатов в отдельную категорию, создание для них иных условий прохождения специальной подготовки теряет смысл. Вся эта работа была направлена на то, чтобы как можно быстрее эти кандидаты заполнили вакантные должности в местных судах.
— Когда стартует подготовка для остальных кандидатов?
— Мы планировали начать их подготовку сразу по окончании подготовки кандидатов из числа помощников судей. Наши возможности небезграничны. Ведь для обучения необходимо не только помещение (его можно арендовать), но и преподавательские возможности. Даже 300 кандидатов — это уже вдвое увеличенная нагрузка, а что уж говорить о 600...
Тем не менее ВККС предлагает вернуться к вопросу возможного параллельного обучения двух категорий кандидатов. Мы сейчас это рассматриваем. В любом случае период обучения будет смещен примерно на полтора месяца — по завершении двух блоков обучения освободятся преподаватели, и мы сможем их перенаправить на подготовку общей категории кандидатов.
— Кто будет обучать кандидатов в судьи?
— Конечно же, кандидатов будут обучать судьи-тренеры. Для этих целей они прошли специальную подготовку. К слову, такая система подготовки тренеров — ноу-хау НШС Украины. Подготовкой около 400 тренеров занимались настоящие мастера своего дела — специально подготовленные преподаватели, в том числе и из иностранных учреждений судейского образования. В этом вопросе нам очень помогли и наши канадские коллеги и проект Совета Европы.
Вы говорите о четвертом отборе. Да, с формальной точки зрения отбор четвертый. Но с точки зрения содержания — первый. То, что было до этого, вряд ли можно назвать судейской подготовкой. Обучение проходило на базе высших учебных заведений, системы именно судейской подготовки как таковой не было. В основном преподаватели читали те же лекции по материальному и процессуальному праву, что и студентам.
Мы полностью изменили концепцию подготовки судей, перейдя к компетенционной модели направленности обучения. Предполагается, что отобранные кандидаты уже знают материальное и процессуальное право. Наша задача в том, чтобы из хорошего юриста подготовить судью с соответствующими навыками, умениями для специфического вида деятельности — осуществления правосудия. Поэтому образовательный процесс кандидатов направлен не на очередное обучение праву, а прежде всего на овладение определенными навыками. Как вести судебный процесс, управлять залом судебного заседания, готовить судебные решения. Как планировать свое время? Как писать? Как вести себя в обществе? Как общаться со СМИ? Как выдерживать психологические перегрузки, реагировать на нестандартные ситуации. Система подготовки кандидатов многогранна, она включает в себя работу над кейсами, симуляцию судебного заседания. Подготовка кандидатов в судьи должна быть максимально приближена к условиям реальной судебной деятельности.
Мы изменили концепцию подготовки по содержанию, форме и способам обучения. Именно поэтому я называю ее первой подготовкой, основанной на европейских стандартах и современной судейской образовательной доктрине.
Во исполнение этого нового концепта судейского образования нужны не преподаватели университетов. Наилучший наставник для молодого судьи — это специально подготовленный судья со стажем. Только он может поделиться опытом относительно судейской работы. А что касается права… то необходимые нормы суда судья сможет найти и в интернете.
— То есть слушатели смогут достойно конкурировать на конкурсе с действующими судьями?
— Да. Но вопрос даже не в конкуренции. Вопрос в том, чтобы они были готовыми к отправлению правосудия. Когда человек приходит к врачу, он хочет получить качественную медицинскую помощь независимо от возраста врача. Точно так же и человек, обращающийся в суд, рассчитывает на квалифицированное правосудие.
К тому же нарекания общества в адрес судов связаны не только с нарушением правил этики судьями. Чувствует ли гражданин себя уверенным, защищенным в суде? Или к нему относятся так, как будто бы он приносит дискомфорт и хлопоты? Важно и отношение работников аппарата суда. Как театр начинается в вешалки, так и работа суда начинается с аппарата, но содержательно венцом всего этого процесса является судья.
Решение суда выносится в чью-то пользу. Но если проигравшая сторона будет понимать, что ее достоинство не унижено, что ее выслушали, а процесс проведен в корректном ключе, и решение справедливо, она не будет чувствовать себя оскорбленной. Именно поэтому мы будем работать над подготовкой всех составляющих качеств новой плеяды судей. Конечно, в этом есть какой-то элемент романтизма, ведь не стоит напоминать об устоявшихся в обществе стереотипах по поводу судебной системы. Однако новое качество судей мы сможем получить, только что-то изменив.
В медицине есть такой способ лечения — переливание крови. Так вот, подготовка первых 600 судей — это десятая часть судейского корпуса. Но чтобы запустить процессы обновления и оздоровления судебной системы, достаточно и 10 %.
— НШС Украины занимается подготовкой тестов для квалификационного оценивания. Правильно ли мы понимаем, что с этой целью создан тестологический центр?
— Все верно. Вопросы тестологии в системе правосудия — это отдельная и новая тема. Каждый элемент доступа к профессии судьи или продвижения по карьерной лестнице предусматривает конкурсную основу, а тесты — это инструмент измерения знаний.
Сразу следует сказать, что Украина оказалась к этому не готова. Эпизодически тесты где-то применялись (переаттестация полицейских, прокуроров, отбор детективов НАБУ), но системы подготовки разработчиков тестов, тестологов, рецензентов, программных продуктов, обеспечивающих операционные системы тестирования, в национальной системе правосудия не было. Тестовая культура как таковая только формируется.
Когда в стране началась судебная реформа, ВККС обратилась, что вполне естественно, за помощью к нашим партнерам — донорам, владеющим соответствующими финансовыми ресурсами и опытом в этих вопросах. Доноры проводили тендеры и искали специалистов, которые могли проводить тестирование, выделяли средства, приобретали программные продукты. Так создавались те или иные тестовые базы. Но этим способом можно было решить какие-то отдельные задачи, как, например, конкурс в новый ВС, а решить системную задачу тестирования таким путем сложно.
Именно поэтому НШС Украины выступила с инициативой создать на базе Школы тестологический центр. Государственная судебная администрация Украины и ВККС эту идею поддержали. Были выделены ресурсы, штат. Сегодня львиная доля тестов в системе правосудия для оценивания судей всех уровней и специализаций, кандидатов в судьи разрабатывается центром.
Тестология — это наука. Нужно понимать, в чем заключается методика составления теста, каковы его философия, когнитивный уровень теста, как тест и варианты ответов воспринимает лицо. Тестология — это процесс, которому нужно обучаться. Так вот, мы готовим специалистов тестологического центра с тем, чтобы достичь необходимого уровня качества тестов.
— Готова ли тестовая база для конкурса в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности?
— Мы заявили о своей готовности разработать эту базу, но ВККС решила поручить это Научно-исследовательскому институту интеллектуальной собственности НАПрН Украины, а нас попросила провести рецензирование (экспертизу) этих тестов.
— Но вопросы по интеллектуальной собственности в тестах будут занимать только небольшой процент…
— Да, мы об этом говорили. Составляющая тестов по интеллектуальной собственности около 25–35 %. К тому же есть общие цивилистические институты, производные правовые институты, процессуальное право, практика Европейского суда по правам человека. Мы готовы своевременно присоединиться к процессу, чтобы в финале тестовая база для кандидатов в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности соответствовала стандартам.
— Так называемым психологическим тестированием вы пока не занимаетесь?
— В структуре НШС Украины есть отдел психологической подготовки судей. Ведь судья, отправляя правосудие, практически постоянно находится в стрессовой ситуации. Поэтому в систему подготовки действующих судей включены тренинги по психологической адаптации.
На мой взгляд, следует заниматься разработкой психологических тестов на базе уже существующего коллектива специалистов — такой коллектив можно усиливать, «микшировать» и таким образом обеспечивать методологическое единство.
Этот вопрос мы хотим обсудить с ВККС. Объясню почему. Мы понимаем, что вопрос формирования Верховного Суда был злободневным, а времени для подготовки оказалось слишком мало. Мы понимаем, что тогда привлечение технической помощи было неизбежным: доноры проводили тендеры и привлекали к тестированию частные компании. Но что дальше? Техническая помощь не будет вечной, а международные проекты имеют свойство завершаться. Как теперь ситуация будет развиваться? Государство должно выделить значительные средства для того, чтобы проводить тендеры среди частных компаний. Но если бы эти средства были изначально направлены в Школу, мы бы получили инструментарий — программный продукт, специалистов, опыт.
— И наш последний вопрос. Какие вызовы стоят перед НШС Украины в будущем?
— Собственно о вызовах как раз и было все наше интервью. Самый главный вызов — это подготовка кандидатов на должности судей. Хотя это даже не вызов, это задание, стоящее перед нами. Я убежден: его мы выполним. Мы изменили концепт, подготовили современных тренеров, новые программы обучения. Мы изучили учебные программы в судейском пространстве европейских стран и видим, что движемся в правильном направлении. Наши стандарты обучения сравнимы со стандартами ЕС.
Впереди значительный объем работы, в том числе поддержание и повышение квалификации действующих судей, аппарата суда.
(Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,
«Юридическая практика»)