Національна школа суддів України

Откровенный диалог «за кадром» / Закон і Бізнес / №37 (1127) від 14 вересня 2013 р.

Закон і Бізнес



Откровенный диалог «за кадром»

Претенденты на мантии признались: нотариусам учиться в школе интереснее. А работники аппарата суда объяснили почему


Руководитель главного управления по вопросам судоустройства АП Вадим Фесенко (справа) и председатель ВККС Игорь Самсин поздравили слушателей НШС с выпуском.

№37 (1127) 14.09—20.09.2013
МАРИНА ЗАКАБЛУК

Полугодовая специальная подготовка кандидатов в судьи завершилась, и они получили свидетельства об успешном ее прохождении. Узнали претенденты что-то новое или зря потратили время? Об этом они рассказали «ЗиБ». С глазу на глаз, «за кадром» праздника.


В обучении — точка

8 сентября в актовом зале Киевского национального университета им. Т.Шев­ченко собрались более 600 «не­обычных» студентов. Но они пришли не учиться, а получить дипломы. В этот сентябрьский день 630 слушателей Национальной школы судей пригласили на вручение свидетельств об успешном прохождении специальной подготовки. Она проводилась в Украине впервые: началась 4 февраля этого года, а завершилась 31 июля.

Напомним: в ноябре 2012-го Высшая квалификационная комиссия судей объ­явила третий отбор кандидатов на дол­жности судей. 20 декабря все желающие прошли анонимное тестирование, а 5 дней спустя ВККС направила на учебу в НШС 632 лиц, успешно сдавших первый экзамен.

Но до финиша дошли не все: двое кандидатов отказались от прохождения спецподготовки. 147 человек учились на стационаре, а 483 — заочно.

А теперь вернемся к нашим слушателям, на праздник вручения свидетельств. Мест в зале университета хватило не всем, поэтому некоторым кандидатам пришлось слушать речи приглашенных на торжество гостей стоя. А пока праздник не начался, у кандидатов только и было разговоров о 9 сентября: на этот день ВККС назначила проведение тестирования — первого этапа квалификационного экзамена.

«Я распечатала карту, чтобы сори­ентироваться, куда нам завтра ехать на тест. До выставочного центра «Киев­экспоплаза» от метро «Нивки» еще добрых километра полтора идти», — рассказывала одна девушка другой. «А я смотрела видео на сайте ВККС: теперь квадратики на бланках с правильным ответом полностью закрашивать не нужно. Нужно поставить обычный крестик. Это же проще! И времени потратим меньше», — радовалась еще одна слушательница. «Я теста не боюсь. Страшно выполнять практическое задание», — делился с друзьями парень.

Зазвучал Гимн. Разговоры прекратились. Торжество началось.

Речи с трибуны

«Вручение свидетельств — знаковое событие, которое знаменует под­ведение итогов работы сотрудников НШС, судей-преподавателей, а также самих слушателей школы. Подготовка высококвалифицированных кадров для судебной системы имеет общегосударственное значение и, на наш взгляд, является залогом улучшения качества осуществления правосудия», — отметил председатель ВККС Игорь Самсин.

По его словам, для комиссии «важно было донести до кандидатов понимание качеств, которыми должен обладать судья». «Надеюсь, что благодаря стажировке в местных общих судах и усилиям судей-наставников, помогавших овладеть тонкостями судебного процесса, каждый кандидат получил неоценимый опыт, который в будущем непременно поможет в работе в должности судьи. Помните: судья обязан быть примером законопослушности, порядочности и взвешенности», — подчеркнул председатель комиссии.

После того как выступили при­глашенные, в. и.о. ректора НШС Наталия Шуклина попросила кого-нибудь из слушателей рассказать, как они оценивают проведенную спецподготовку. Желающий был один — парень из первого ряда. Он еще до начала мероприятия перечитывал заранее подготовленное выступление, а некоторые кандидаты просили его: «Дай речь посмотреть». «Николай Скыба» — так его представила Н.Шуклина.

«Позвольте от имени сообщества слушателей выразить благодарность работникам НШС за надлежащую организацию проведения спецподготовки. Каждый слушатель имел возможность получить не только знания, но и новое качественное мышление, мировосприятие. Учебный материал преподавался интересно, всегда была возможность задать вопросы... Во время стажировки каждый окунался в трудовые будни судьи-наставника, наблюдал за работой судьи-профессионала, готовил проекты реальных судебных решений», — отметил Н.Скыба.

Затем в зале остались слушатели, которые учились на стационаре: им свидетельства вручали под музыку. А вот заочникам повезло меньше — документы им выдавали в шумном холле и картинной галерее, которая, по сути, является длинным коридором с картинами на стенах. «Лучше бы свидетельства выдавали по месту учебы. В Одессе», — возмутился один из заочников.

Это все происходило «в кадре» праздника. Но, как известно, самое интересное и главное остается за ним. Поэтому мы и решили выяснить, что кандидаты думают о спецподготовке.

Общение «за кадром» праздника

— Что нового открыла вам спецподготовка? — спрашиваю у претендентки, которая работает помощником судьи в одном из высших специализированных судов.

— Немного. Интересно было изучать применение судами практики Евросуда и Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод. Научилась писать приговоры. Это было новым, ведь я работаю в суде совсем другой юрисдикции.

— А рассказы о том, как в суд поступает дело, как оформляется, были неинтересны?

— Нет. Я же работаю в суде, и все это видела не один раз. Сложнее было тем, кто работает, например, в прокуратуре, занимается адвокатской деятельно­стью. Хотя они и принимают участие в процессе, но в кресле судьи никогда не были.

— Что полезнее: теория или практика?

— Конечно, практика. Теория — это для общего развития. Нужно больше времени уделять именно практике. Ведь теорию мы изучали в вузе. То, что преподавали во время спецподготовки, я уже слышала, например, на тренингах, которые организовывала НШС. Зачем слушать одно и тоже?

— А где проходили стажировку?

— В местном общем, хозяйственном и окружном административном судах. Для заочников мало времени предусмотрено для стажировки. Хотелось бы больше попрактиковаться. В местном общем суде у нас был хороший судья-наставник. Помогал нам. Мы были у него на заседаниях, затем он нам рассказывал: почему принял такое решение, на что нужно обращать внимание при решении споров. А еще говорил, что в таких условиях трудно учить кандидатов. Объясню, почему. Я — помощник судьи, то есть из судебной системы, свой человек. Но стажировку приходили и адвокаты, и прокуроры, которые хотят стать судьями. Судья-наставник говорил: «Не могу рассказывать адвокату судейские «секреты». Это неэтично. Завтра он придет ко мне на заседание. Но мы же — по разные стороны баррикад. Лучше, чтобы сначала кандидаты сдавали квалифэкзамен, а затем уже была практика. Так хотя бы было понятно: станет этот адвокат судьей или нет.

— Преподаватели на занятия всегда приходили?

— Конечно. Организация проведения спецподготовки была на высоком уровне. На что бы хотелось обратить внимание: во время учебы мы составляли проекты процессуальных документов. Варианты у всех разные, а баллы — одинаковые. Нам это было непонятно. Возможно, лучше было бы сделать так: мы составили проекты, а затем пришел судья и рассказал, что мы сделали правильно, а что — нет. И как необходимо составлять данные документы. Нам никто не указывал на наши ошибки. А работа над ошибками должна быть. Скоро нам сдавать практическую часть квалифэкзамена, а мы можем допустить также же ошибки.

— Не много ли экзаменов для тех, кто хочет стать судьей?

— Много. Я общалась с судьями высшего спецсуда, где работаю, по поводу вопросов, на которые кандидаты отвечают на экзаменах. Они говорили: с помощью таких вопросов нельзя проверить уровень подготовки.

— На все ли вопросы судьи могли ответить?

— Нет.

— Были рекомендации, чтобы кандидаты присутствовали во время общения судей с прессой. А вас учили азам такого общения?

— Нет. А разве судьи сами со СМИ часто общаются?

Готовы к искренности

Хотя общаться с представителями СМИ претендентов не учили, но, как ни странно, беседовать с нами они не отказывались. Поговорив еще с несколькими кандидатами, выяснила следующее: спецподготовка была полезнее для тех, кто не работает в суде. «Нотариусы, адвокаты, прокуроры не знают, что такое суд. Конечно, там они были, но в роли представителей совсем других систем: как защитники или обвинители. Поэтому им было интересно. Они узнали то, что мы знаем давно», — рассказала руководитель аппарата одного из апелляционных судов.

Она считает: экзаменов на пути к получению профессии судьи не очень много. «Это лишним не будет. Готовясь к экзаменам, ты открываешь книжку. Это толчок к тому, чтобы что-то прочитать. Это как самопроверка знаний», — рассказала собеседница.

А вот женщина, которая работает прокурором, призналась, что в ходе спецподготовки открыла для себя много нового. «Узнавать что-то новое всегда интересно. Только не всегда было достаточно времени, чтобы преподаватель смог полностью раскрыть тему, а мы успели задать все интересующие нас вопросы», — отметила она.

Надеемся, в следующий раз НШС во время проведения спецподготовки учтет опыт и мнения не только влиятельных международных экспертов, но и претендентов, которые всегда готовы откровенно рассказать о плюсах и минусах обучения. Возможно, кандидаты подскажут НШС, на что нужно обратить внимание. Поэтому откровенный диалог должен быть не «за кадром», а в нем.


Джерело: "Закон і Бізнес"

ФОТОГАЛЕРЕЯ:  Вручение дипломов будущим судьям 08 сентября 2013 года