Школа ценностей
В Национальной школе судей Украины намерены вывести образование кандидатов в судьи на новый уровень. Своими планами поделились руководители школы — Наталия Шуклина и Оксана Кучинская
«Слушателей школы будут готовить преподаватели ведущих юридических вузов, действующие судьи, психологи и даже актеры», — рассказывают проректор Оксана КУЧИНСКАЯ (слева) и в.и.о. ректора НШС Украины Наталия ШУКЛИНА
Все, что ни делается, делается к лучшему. С процессом отбора кандидатов в судьи так же — любые инновации и нововведения направлены только на усовершенствование процедуры. Но национальное судоустройство уже стало свидетелем почти трех отборов кандидатов в судьи. Вопреки неутихающему ажиотажу среди желающих стать судьями, некогда бурный интерес общественности приутих.
Но все же три отбора, проведенные по одному шаблону, определенному Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», отличаются. Самым «пикантным» моментом последнего из них, несомненно, является необходимость прохождения специальной подготовки в Национальной школе судей (НШС) Украины — этап, к которому Высшая квалификационная комиссия судей Украины шла три года.
Что же такое специальная подготовка кандидатов в судьи, которая стартует уже в начале февраля? Кто и как будет учить будущих судей? И, пожалуй, самый главный вопрос: неужели для кандидатов был создан настолько легкий путь достижения места в обители Фемиды, что его необходимо было усложнить еще и шестимесячной специальной подготовкой? Пролили свет на эти и другие вопросы в интервью «Юридической практике» в.и.о. ректора НШС Украины Наталия Шуклина (Н.Ш.) и проректор по подготовке кадров для судебных органов НШС Украины Оксана Кучинская (О.К.).
— Наталия Георгиевна, из более 600 кандидатов, направленных ВККС на спецподготовку, есть такие, которые не обратились в НШС Украины с соответствующими заявлениями?
Н.Ш.: По решению ВККС успешно сдали анонимное тестирование 632 кандидата в судьи. Из них в НШС Украины обратилось 631 лицо. Одна кандидат в судьи отказалась подавать заявление, поскольку ей предложили другую работу и она передумала быть судьей.
— Оксана Петровна, как распределились квоты на дневное (очное) и заочное обучение?
О.К.: По решению ВККС 150 мест выделены для дневной (очной) формы обучения, а 500 — для заочной. На сегодня поступили заявления от 322 кандидатов в судьи, желающих обучаться на дневной форме. Получается конкурс — два кандидата на место. Кто из них будет обучаться на дневной форме, а кто на заочной — решит ВККС, но определяющим фактором будет количество баллов, набранных на анонимном тестировании 20 декабря 2012 года.
— Что же будут изучать будущие судьи, и кто их будет обучать?
О.К.: Будущих судей будут учить преподаватели вузов, судьи-преподаватели, а во время прохождения стажировки — это судьи-наставники. То есть большинство из преподавательского состава, с которым столкнется слушатель, — судьи.
Что же кандидаты будут изучать? Программа специальной подготовки кандидатов на должность судьи предусматривает несколько блоков учебных дисциплин (модулей): «Судоустройство Украины. Этика и деонтология судьи» (в частности, правовой статус судьи, международные стандарты осуществления правосудия, применение решений Европейского суда по правам человека и пр.); «Рассмотрение дел в судах первой инстанции» (гражданское, криминальное, административное и хозяйственное судопроизводство), «Судейские навыки» (юридические и неюридические навыки).
— Уточните, пожалуйста, что понимается под «судейскими навыками»?
Н.Ш.: Мы хотим акцентировать внимание на том, что для нас самым важным является адаптация кандидатов к профессии судьи, которая сама по себе чревата огромной психологической нагрузкой. Что касается неюридических навыков, то тут речь идет как раз об этике, эстетике, психологии поведения, взаимоотношениях между сторонами процесса. Особое внимание будет уделяться именно психологической адаптации судьи к профессии. У судей очень часто происходит преждевременное так называемое «профессиональное сгорание», поскольку они испытывают очень большое психологическое давление, несут тяжелый груз ответственности. У нас будут читать лекции и психологи, и даже лекторы-актеры! Актерское мастерство необходимо для того, чтобы судья научился сдерживать свои эмоции и не выказывал в ходе процесса предпочтения и симпатии той или иной стороне. Судья должен быть как Соломон — не ангажированным, на равных условиях относиться к участникам процесса. Мы внедряем новые технологии и новые методы обучения.
— Кстати, о новых технологиях… По вашему мнению, судья-преподаватель справится с освоением инновационных методов, например, таких как ситуативные задания и ролевые игры?
О.К.: Я полагаю, что они справятся с таким заданием, поскольку НШС Украины обучала судей-преподавателей. Есть судьи, обученные методам преподавания по современной методологии обучения. Например, в прошлом году НШС Украины подготовила около пятидесяти судей-преподавателей со всей Украины для преподавания нового уголовного процессуального законодательства. Это обучение началось с овладения именно современной методологией обучения, а продолжилось изучением новых институтов Уголовного процессуального кодекса Украины.
— Относительно практической части, то есть стажировки в судах первой инстанции, какие суды в Киеве станут «базами подготовки»?
О.К.: Этот вопрос согласован с Государственной судебной администрацией Украины, и мы уже имеем перечень судов первой инстанции, которые будут базами стажировки слушателей. Касательно столицы, то это все десять районных судов, Хозяйственный суд г. Киева и Окружной административный суд г. Киева.
Касаемо судей-наставников, то к ним также выдвигаются определенные требования: стаж работы — не менее пяти лет. Наставников определяет председатель суда. Каждый судья-наставник может курировать не более трех стажеров. На сегодня списки еще формируются и будут утверждаться решением ВККС. По графику первые стажировки пройдут уже во второй половине февраля.
— За что можно отчислить слушателя из школы?
Н.Ш.: Причины отчисления предусмотрены Положением о порядке прохождения специальной подготовки кандидатов на должность судьи, обнародованным на официальном веб-портале НШС Украины. Мы исходили из стандартных правил отчисления студентов из вузов: в связи с неисполнением своих обязанностей, за систематические прогулы, за неуспеваемость, грубое нарушение учебной дисциплины, появление на занятиях в состоянии алкогольного, наркотического опьянения…
Неисполнение слушателем обязанностей, предусмотренных Положением, кроме отчисления, может повлечь более мягкое наказание — выговор. Но если выговоры приобретут системность (два и более), слушатель будет отчислен из школы. Необходимо также обратить внимание еще на один важный аспект: в случае отчисления слушатель дневной формы обучения должен возместить все средства, потраченные на его обучение, то есть стипендию.
— Какие формы контроля успеваемости предусмотрены для слушателей?
О.К.: Контроль поделен на шесть модулей. После каждой части слушатели будут выполнять тестовые и практические задания. То есть: изучили модуль по гражданскому судопроизводству — сдали тест в онлайн-режиме, затем стажировка в суде общей юрисдикции, по результатам которой слушатели будут писать тест и практическое задание — проект судебного решения по гражданскому делу. И такой цикл по каждой юрисдикции: с написанием процессуального документа. Мы предоставляем возможность слушателю определиться, какая юрисдикция ему ближе и в какой он желает работать на должности судьи.
Кроме того, разработана система оценивания, и слушатель, успешно прошедший обучение в НШС Украины и получивший свидетельство, допускается к сдаче квалификационного экзамена, который будет принимать уже ВККС.
Н.Ш.: Действительно, программа построена таким «модульным» образом, что приобретенные знания по определенной юрисдикции слушатель сможет сразу применить на практике.
— Как вы считаете, кандидаты третьего отбора будут на порядок выше их предшественников, отобранных по новой процедуре?
Н.Ш.: Ваш вопрос имеет провокационный характер, поскольку НШС Украины уверена, что специальная подготовка повысит квалификационный уровень кандидатов в судьи и они намного лучше сдадут квалификационный экзамен. Но это будет зависеть не только от НШС Украины, высших учебных заведений и судов, в которых будет проходить стажировка, но, в основном, и от желания кандидатов стать настоящими профессионалами своего дела.
— Со стороны выглядит, как будто кандидатам создали еще один барьер перед достижением заветной мечты — стать судьей. Не считаете ли вы, что этот барьер ставит кандидатов всех отборов в неравное положение?
Н.Ш.: Законодатель, предлагая внедрение специальной подготовки для кандидатов в судьи, имел в виду не только повышение их квалификации, но и предоставил возможность определиться: готовы ли они стать судьями? Я далеко не уверена, что все кандидаты пойдут на квалификационный экзамен. Полагаю, что будут и такие, которые, пройдя теорию, а главное — стажировку в судах, став свидетелем того, как на практике работает судья, каковы физическая и психологическая нагрузка, ненормированный рабочий график, задумаются, станут ли они связывать свою судьбу с этой профессией, с таким образом жизни?!
О.К.: А я убеждена, что, наоборот, это не барьер, как вы говорите. Специальная подготовка — это дополнительная помощь кандидатам. В чем? Пополнить свои знания с тем, чтобы более успешно сдать квалификационный экзамен и определиться со своим местом в судебной системе.
Н.Ш.: Приведу пример: кандидат в судьи первого обора (2011 года), которая успешно прошла все этапы отбора, была назначена судьей одного из районных судов г. Киева, приняла присягу, но через месяц написала заявление об увольнении! Она не смогла справиться с тем объемом и количеством дел, которые на нее распределила автоматизированная система документооборота.
Отмечу, что своего рода специальную подготовку, но уже как бы «вдогонку», получат и судьи первого и второго отборов. Желающим стать судьями необходимо понимать и осознавать, что профессия судьи — это профессия сложная, серьезная, ответственная, требующая максимальных физических, психологических и моральных затрат. И поэтому к выбору профессии судьи следует относиться взвешенно и ответственно.
(Беседовала Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,
«Юридическая практика»)